П.Р.О. Политика.Результат.Общество.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » П.Р.О. Политика.Результат.Общество. » История,наука,религия » Пакт Молотова-Риббентропа


Пакт Молотова-Риббентропа

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Игорь Павловский: Юбилей Мюнхенского сговора, пакт Молотова-Риббентропа, Саакашвили и их духовные отцы
Если спросить любого представителя политической элиты в Прибалтике или в Польше "с чего началась вторая мировая война", скорее всего все однозначно ответят: "с пакта Молотова-Риббентропа, с раздела Польши и оккупации Прибалтики". Рискну предположить, что такой же ответ мы получим от многих политиков и "экспертов" и в остальной Европе и США. Эта позиция очень удобна. Она позволяет четко обозначать в массовом политико-общественном сознании двух врагов - Германию и СССР, - которые поделили мир, а потом сцепились друг с другом. А уж "добрым" западным демократиям Англии и Франции позже "пришлось из двух зол выбирать лучшее" - Сталина, и с ним в союзе уничтожать второе зло - Гитлера. Примитивизм этой схемы успешно устоялся в головах наших "партнеров", причем не только с политической площадки. Часть историков, вернее называющих себя историками, так же предпочитают сложнейший период перед началом Второй мировой сводить к этой нехитрой схеме. Впрочем, это касается не только истории, но и сегодняшнего дня (когда вместо западной практики вооружения и многолетнего "умиротворения агрессора" Саакашвили - в головах не только обывателей, но представителей политической элиты расцветает схема "бедная Грузия vs злая Россия").

Вот и опять в очень любопытной статье на эстонском портале DELFI "СССР и Эстония. Сентябрь", написанной Харри Лесментом, отсчет внешнеполитических взаимоотношений между СССР и Эстонией начинается с 1939 года. По мысли автора коварный СССР, несмотря на все переговоры и искренне участие в проблемах безопасности Прибалтики Англии и Франции, все-таки "оккупирует" Эстонию и другие страны Прибалтики. В статье автор предлагает обратиться к фактам. Ну что ж давайте и мы обратимся к фактам.

До пакта Молотова-Риббентропа был Мюнхенский сговор 1938 года. Это соглашение о расчленении Германией, Венгрией и Польшей Чехословакии, подписанное 29 сентября 1938 года в Мюнхене Великобританией, Францией, нацистской Германией и фашистской Италией. Но даже дату Мюнхенского сговора трудно рассматривать в отрыве от событий, которые были до этого. События в Мюнхене принято трактовать как точку "невозврата" в ходе подготовки к войне. Но на самом деле Мюнхен - скорее апофеоз политики Франции и Великобритании в межвоенный период. Позор английской и французской дипломатии и триумф нацистской. Если говорить о том, что послужило предпосылками ко Второй мировой войне, то необходимо помнить, что была масса событий и до Мюнхена, и уж тем более до пакта Молотова-Риббентропа.

7 марта 1936 года. Германия занимает Рейнскую демилитаризованную зону (Рейнланд). По условиям Локарнских соглашений Германия не имела права держать в этой части своей страны вооруженные силы и строить укрепления. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, почему страны Антанты наложили такое ограничение на Германию. Через Рейнланд, в случае отсутствия там воинских частей и укреплений, французские войска могли достаточно быстро добраться до центральных районов Германии и выйти на соединение со своими союзниками - чехословаками. Согласно Рейнскому гарантийному пакту (1925), в случае нарушения договора о демилитаризации Рейнланда страны, подписавшие это соглашение, должны были оказать немедленную помощь той стране, против которой военные акции в этой зоне будут направлены. Франция, которая имела не просто превосходство над только что формировавшимся вермахтом, а - подавляющее превосходство (13 дивизий на границе против 3-х немецких батальонов) не предпринимает никаких шагов.

Одним из мотивов в неприменении вооруженной силы был тот, что Великобритания дала ясно понять Франции, что не собирается ей оказывать поддержку в случае военных действий. Английский историк и свидетель тех событий Уильям Ширер отмечал, что введение немецкий войск в Рейнланд было чистейшей авантюрой Гитлера и достаточно было Франции двинуть несколько дивизий - и они бы не только выбили из рейнской зоны германские войска, но и имели шанс дойти до Берлина. "В марте 1936 года две западные державы имели последний шанс, не развязывая большой войны, остановить милитаризацию и агрессивность тоталитарной Германии и привести к полному краху, как отмечал и сам Гитлер, нацистский режим. Они этот шанс упустили. Для Франции это стало началом конца. Её восточные союзники - Россия, Польша, Чехословакия, Румыния и Югославия были поставлены перед фактом: Франция не будет воевать против Германии" (1). Таким образом, Германия не только продемонстрировала всей Европе слабость Франции и Великобритании, но и получила стратегическое преимущество. Рейх после ввода войск начал активное строительство "Западного вала" или "Линии Зигфрида" - системы мощных укреплений на границе с Францией. После сооружения этого оборонительного комплекса союзники Франции уже не могли рассчитывать на быстрый приход на помощь французских вооруженных сил, если они вообще могли придти. Генерал де Голль так предсказывал дальнейшую возможную реакцию Франции на возможное вторжение нацистской Германии в любую из стран Восточной или Южной Европы: "В зависимости от обстоятельств, мы призовем людей из резерва первой очереди, либо из запаса. А затем, глядя сквозь амбразуры укреплений, будем безучастно созерцать, как порабощают Европу" (2).

Вся система коллективных договоренностей о безопасности, которую выстраивала Франция, начала рушиться. В первую очередь, это произошло по вине самой Франции и Великобритании. Со сдачей Рейнланда Чехословакия, Югославия и Румыния и другие страны системы "коллективной безопасности" поняли, что могут оказаться наедине с угрозой вторжения со стороны Германии. Это не могло не подтолкнуть часть этих стран в сторону поиска контактов и установления хороших, а подчас и союзнических отношений с нацистской Германией.

Гражданская война в Испании. Несмотря на активное вмешательство во внутренний конфликт на иберийском полуострове Италии и Германии, Великобритания и Франция не только не поддержали законное республиканское правительство, но и своей "политикой невмешательства" обрекли его на гибель. Единственное государство в Европе, которое активно поддержало законные власти Испании - и не только морально, но и вооружением и военными специалистами - был СССР.

К 1938 году политика "невмешательства" Великобритании и Франции плавно перетекает в политику "умиротворения агрессора". Германия без проблем во внешнеполитической сфере проводит аншлюс Австрии в марте 1938 года. И в том же 1938 году расчленяет Чехословакию, одну из частей которой - Судетскую область - Англия и Франция ей фактически преподносят на блюдце. Нет смысла описывать все перипетии этой трагической истории в международной политике: знающему - достаточно.

Два мощнейших государства Европы собственными руками сделали все, чтобы их союзник - Чехословакия - сдался без боя, а германский Рейх получил не только новые территории и людские ресурсы, но и мощную военную и промышленную чехословацкую базу, которую он активно эксплуатировал во Второй мировой войне. СССР на всем протяжении международного конфликта вокруг Чехословакии оставался единственной страной, которая с самого начала подтверждала свои союзнические обязательства в отношении этой страны. До самого последнего дня кризиса СССР через официальные и неофициальные каналы давал знать чехословакам, что готов воевать за их независимость. Однако отсутствие общей границы (между ними была территория Польши), категорический отказ Польши и Венгрии на пропуск советских войск на защиту Чехословакии через свои территории, а так же нежелание Франции выполнять обязательства по защите суверенитета Чехословакии (согласно "Договора о коллективной безопасности" СССР мог оказать помощь Чехословакии, только в случае оказания военной помощи Чехословакии - Францией) привело к тому, что Чехословакия отказалась от всех предложений по своей защите, исходивших от СССР.

"Мюнхен" стал своеобразным рубежом в мировой политике. С дележа Чехословакии в Европе начинается своеобразный "захватнический беспредел". Великобритания и Франция показали не только своим союзникам, но и всему миру, что у них не только нет желания сдерживать агрессора, но и всеми своими действиями они готовы потакать ему. При этом естественный союзник против гитлеровской Германии - СССР, - который реально был способен держать в случае войны с Германией восточный фронт, тщательно отодвигается от европейских дел и реального участия в системе коллективной безопасности. Правящими кругами Великобритании и Франции СССР воспринимается скорее не как равноправный партнёр, а как сторона, куда можно было бы канализировать агрессию Гитлера. По информации советского полпредства в Лондоне, в политических кругах Англии после "Мюнхена" активно дискутировался вопрос о том, что "далее Гитлер пойдет на Восток и что его ближайшим крупным объектом является Украина" (3).

Польша, видя такой подход своих союзников, перестает скрывать свои экспансионистские устремления и начинает активное заигрывание с Германией во внешнеполитической сфере. Варшава, уже имея подписанный договор о дружбе и сотрудничестве с Германией (1934), начинает рассматривать себя уже и в качестве союзника Третьего рейха. В марте 1938 года Польша предъявила Литве ультиматум с требованиями о заключении конвенции, гарантирующей права польского меньшинства в Литве, а также отмены параграфа литовской конституции, провозглашающей Вильно столицей Литвы (к этому времени, несмотря на решение Лиги наций, Вильно было оккупировано Польшей). На польско-литовской границе сосредоточиваются польские войска. В случае отклонения ультиматума в течение 24 часов поляки грозили начать войну и оккупировать Литву. Благодаря заявлениям СССР о готовности воевать за Литву, и активному противодействию Франции этот аншлюс удалось предотвратить. Уже к Мюнхену Польша не только не рассматривает себя как участник возможной антигитлеровской коалиции, но и впрямую, при поддержке Германии, выступает в качестве агрессора. Под угрозой силы Польша аннексирует часть Чехословакии - Тешинскую область (Тешинскую Силезию). Глава МИД Германии Риббентроп, накануне захвата части Чехословакии польскими войсками, довел до сведения посла Польши в Германии Липского позицию Рейха: "В случае польско-чешского вооруженного конфликта правительство Германии сохранит по отношению к Польше доброжелательную позицию. В случае польско-советского конфликта правительство Германии займет по отношению к Польше позицию более чем доброжелательную. При этом он дал ясно понять, что правительство Германии оказало бы помощь". При этом генерал-фельдмаршал Геринг заявил после встречи с Риббентропом тому же Липскому, что "в случае советско-польского конфликта, польское правительство могло бы рассчитывать на помощь со стороны германского правительства. Совершенно невероятно, чтобы рейх мог не помочь Польше в ее борьбе с Советами" (4). Венгрия также при поддержке Германии получила свой территориальный кусок от Чехословакии. При этом Венгрия после "Мюнхена" начинает во внешней политике полностью ориентироваться на нацистскую ось Берлин-Рим.Венгрия бескровным путем, и также при поддержке Германии, получила свой кусок от разваливающийся Чехословакии. При этом Венгрия после "Мюнхена" начинает во внешней политике полностью ориентироваться на нацистскую ось Берлин-Рим.

Менее чем через год после Мюнхена Германия "добивает" Чехословакию, оккупируя Богемию и Моравию. Гитлер торжественно въезжает в Прагу. Англия и Франция и тут не оказали никакого сопротивления нацистам. Спустя несколько дней после окончательного раздела Чехословакии, Германия аннексирует Мемель (современный литовский г. Клайпеда), принадлежащий Литве, и принуждает правительство Литвы подписать двусторонний договор о дружбе и сотрудничестве.

К 1939 году СССР имел перед собой полностью развалившуюся систему коллективной безопасности, многократно усилившуюся в военном отношении Германию, и всячески потакающих агрессору Великобританию и Францию. Попытки выстроить новую систему договоров разбились о нежелание Великобритании и Франции (не говоря уже о Польше) допускать СССР в вопросы европейской безопасности. В апреле 1939 года глава НКИД СССР Литвинов делает последнюю попытку заинтересовать Францию и Великобританию совместным соглашением, предлагая подписать военную конвенцию трёх государств, с возможным присоединением Польши (5). Однако и Лондон, и Париж не принимают эти предложения. При этом Великобритания дает односторонние гарантии защиты Польши в случае нападения на нее третьей страны. Уинстон Черчилль так оценил этот жест своей страны: "Англия, ведя за собой Францию, предлагает гарантировать целостность Польши - той самой Польши, которая всего полгода назад с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении Чехословацкого государства" (6).

В конце 1938 года отдел печати МИД Польши рассылает германским корреспондентам в Польше сообщение для печати, в котором, среди прочего содержится и такой пассаж: "Польша в своей внешней политике всегда придерживалась той точки зрения, что участие Советского Союза в европейской политике излишне" (7). Кроме того, Польша менее чем за год до своего разгрома продолжает ощущать себя великой державой, способной в союзе с Германией одолеть СССР. О встрече Риббентропа с министром иностранных дел Польши Беком в январе 1939 года осталась в архивах следующая запись: "Затем я [Риббентроп] еще раз говорил с г. Беком о политике Польши и Германии по отношению к Советскому Союзу и в этой связи также по вопросу о Великой Украине; я снова предложил сотрудничество между Польшей и Германией в этой области. Г-н Бек не скрывал, что Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю... Я [Риббентроп] спросил Бека, не отказались ли они от честолюбивых устремлений маршала Пилсудского в этом направлении, то есть от претензий на Украину. На это он, улыбаясь, ответил мне, что они уже были в самом Киеве и что эти устремления, несомненно, все еще живы и сегодня" (8).

При этом все попытки СССР выстроить систему безопасности в Прибалтике для предотвращения возможного использования этих стран в качестве плацдарма для наступления немецких войск, оборачивались неудачей. Как отмечает английский историк Ширер, "Литва, Латвия и Эстония отказывались принимать гарантии СССР, который в их противодействии подозревал нацистскую Германию - и не без оснований" (9). При постоянном затягивании переговоров со стороны "западных демократий" и явной агрессивности Польши, Германия от лица высшего руководства Рейха предлагает заключить СССР соглашение о мире и о разделе сфер влияния (10). В августе 1939 года СССР и Германия подписывают соглашения, позже ставшие известными как пакт Молотова-Риббентропа.

Если в таком контексте вернуться к морализированию на темы "бедных" и "злах", то пакт Молотова-Риббентропа не был более аморален, чем Мюнхенский сговор Великобритании и Франции с Гитлером и раздел Польшей и Венгрией, совместно с нацистской Германией, Чехословакии. Вплоть до этого СССР вынужден был наблюдать, как западные демократии "умиротворяют агрессора". При этом не было сомнений, что эти страны ориентируют агрессию Гитлера всё дальше на Восток, в сторону СССР. И поэтому - когда в Мюнхене 29 сентября 1938 года Англия, Франция и Польша фактически дали старт Второй мировой войне, СССР был уверен, что следующей целью более чем реального союза Германии и Польши при молчаливой поддержке западных демократий станет СССР, который, по плану главы МИДа Польши должен был заплатить за то, что не принял участия в Мюнхенском сговоре, присоединением к Польше советской Украины.

*****

1) У.Ширер. Взлёт и падение Третьего рейха. М., 1991. С. 335

2) Н.Молчанов. Генерал де Голль. М., 1988. С. 111.

3) Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы в 2-х томах. М., 1990. т.1. С. 278.

4) Письмо посла Польши в Германии Ю. Липского министру иностранных дел Польши Ю. Беку. Там же 5) У. Ширер. С. 514.

6) У. Черчилль. Вторая мировая война. М., 1991. Т.1. С. 163.

7) Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937-1939. М. 1981. Т. 1. С. 256-257.

8) Документы и материалы по истории советско-польских отношений. М., 1973. Т. 7. С. 20-22.

9) У. Ширер. Там же. С. 514.

0

2

Юбилей предательства: к 70-летию Мюнхенского сговора (30 сентября 1938)
Осенью 2008 года человечество будет вспоминать одну из самых мрачных и позорных страниц в политической истории XX века - Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 года между нацистской Германией, фашистской Италией, демократической Англией и демократическоц Францией, которое санкционировало расчленение суверенной Чехословакии и открыло дверь к ликвидации ее государственной независимости. После Мюнхена путь Европы ко Второй мировой войне был предрешен.

Политическая история Мюнхенского сговора - так это событие зовется в русской традиции - хорошо изучена и освещена в специальных работах; ей посвящены научные монографии и сборники дипломатических документов на разных языках. Однако многие факты и ключевые выводы из истории Мюнхенского сговора сейчас не слишком хорошо известны широкой общественности в России и за ее пределами. Они чересчур "неудобны" для встраивания их в ту концепцию истории международных отношений времен кануна и возникновения Второй мировой войны, которая усиленно культивируется заинтересованными интеллектуальными и политическими силами. Поэтому мы, не сглаживая острых углов, напомним вкратце основные события Чехословацкого кризиса 1938 года, особенности возникновения и реализации Мюнхенского соглашения и его прямые последствия.

В результате Первой мировой войны и крушения старых европейских многонациональных империй - Германской, Австро-Венгерской и Российской - в Центральной и Восточной Европе образовался целый ряд новых региональных "малых империй" - Вторая Речь Посполитая, Королевство СХС (Югославия), Великая Румыния, Чехословакия. Не получили своего воплощения политические идеалы многих включенных в их границы национальностей - украинцев, белорусов, литовцев и немцев в Польше, трансильванских венгров и добруджанских болгар в Румынии, хорватов, словенцев и македонских болгар в Югославии и т.д.

Исключением не стало и положение национальных меньшинств в Чехословакии, границы которой были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией соответственно. По этим договорам в состав Чехословакии, помимо земель с преобладающим населением двух титульных наций, вошли области со смешанным населением и компактным проживанием этнических венгров, поляков, русинов и немцев. Именно вопрос о положении немецкого населения в Чехословакии и, прежде всего, в приграничной Судетской области, где проживало 3,3 млн. немцев, стал источником кризиса 1938 года и Мюнхенского сговора.

Территориальная целостность Чехословакии была защищена целым рядом международных пактов и соглашений, в том числе договорами о взаимной помощи с несколькими наиболее могущественными государствами послевоенной Европы. Прежде всего, нерушимость суверенных границ Чехословакии и коллективная защита ее от внешней агрессии были гарантированы основополагающим документом Версальской (Версальско-Вашингтонской) системы послевоенного мироустройства - Уставом Лиги Наций, включенным в качестве первой части во все мирные договоры Парижской конференции 1919-1920 гг. Коллективная защита каждого члена Лиги Наций в случае агрессии или ее угрозы была конкретно предусмотрена статьями 10, 11, 16 и 17 Устава Лиги.

Кроме того, Чехословакия являлась членом образованного в 1920-1921 гг. блока т.н. "Малой Антанты", в который входили также Югославия и Румыния. Главной целью этого союза было совместное сдерживание возможных попыток реванша Венгрии и Болгарии. Фактически, для держав-победительниц в Первой мировой войне "Малая Антанта" служила барьером на пути проникновения германского влияния в Дунайский регион и на Балканы.

25 января 1924 года Чехословакия и Франция заключили бессрочный договор о союзе и дружбе, который был дополнен франко-чехословацким гарантийным пактом, подписанным в Локарно 1 декабря 1925 года и предусматривавшим защиту Францией границ Чехословакии.

16 мая 1935 года, вскоре после установления дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, этими государствами также был заключен договор о взаимопомощи. В этом документе было особо оговорено, что помощь одного участника другому, ставшему жертвой агрессии, может быть оказана лишь в случае выступления на стороне последнего Франции. Данный пункт был включен в договор по настоянию тех сил в Чехословакии, которые боялись чрезмерного сближения с Советским Союзом. Незадолго до этого, 2 мая 1935 года, договор о взаимопомощи (однако без военной конвенции) был заключен и между СССР и Францией. Таким образом, СССР, Франция и Чехословакия оказались взаимно связаны сетью двусторонних соглашений, которые и составили основу т.н. системы "коллективной безопасности", направленной на предотвращение попытки германского реванша в Европе.

Наконец, и Чехословакия, и Германия, подобно большинству европейских государств, были участницами Парижского пакта 27 августа 1928 года об отказе от войны как средства национальной политики ("Пакт Бриана - Келлога"). Казалось бы, нерушимость границ Чехословакии и коллективная защита их от угрозы агрессии были прочно гарантированы международным сообществом. Однако, как показали ближайшие события, все перечисленные пакты и договоры, при пассивно-капитулянтской позиции "западных демократий", оказались бессильны остановить агрессивную гитлеровскую Германию.

Сразу после своего прихода к власти в 1933 году Адольф Гитлер провозгласил одним из главных направлений своей внешней политики поддержку немцев, проживавших за пределами рейха, прежде всего, в Чехословакии и Польше. Среди судетских немцев были закономерно сильны национально-сепаратистские настроения. В 1933 году возник Судето-немецкий патриотический фронт, преобразованный в 1935 году в Судето-немецкую партию (СНП) во главе с Конрадом Генлейном. При самой широкой организационной и моральной поддержке Третьего рейха партия Генлейна взяла курс на достижение автономии Судетской области в составе Чехословакии. В самом рейхе велась государственная пропагандистская кампания в пользу заступничества Германии за "угнетаемых" чешскими властями судетских немцев. Вскоре это вылилось в Чехословацкий (Судетский) кризис 1938 года, финальной точкой и кульминацией которого вскоре стал Мюнхенский сговор 30 сентября.

Весной 1938 года, под влиянием аншлюса (присоединения) Третьим рейхом Австрии, СНП активизировала свои сепаратистские усилия в Судетах. 24 апреля лидер СНП К. Генлейн выступил с требованием предоставления полной автономии Судетам. Уже тогда Германия начала давление на Прагу угрозой силы и военных действий. 19 мая началась концентрация германских войск на границах Чехословакии. На следующий день чехословацкое правительство объявило частичную мобилизацию, в Судеты были направлены дополнительные воинские контингенты. 22 мая партия Генлейна объявила муниципальные выборы в Судетской области "плебисцитом" о присоединении ее к Германии, а 30 мая Гитлер утвердил представленный командованием вермахта (ОКВ) оперативный план "Грюн" (Fall Grün) по войне с Чехословакией, который должен был быть осуществлен не позднее 1 октября 1938 года. Однако остроту майского кризиса удалось преодолеть средствами политики; СНП, объявившая о разрыве с правительством страны, вновь вернулась за стол переговоров.

Под давлением западных держав чехословацкое руководство стало склоняться к достижению компромисса с судетскими немцами. 22 июля британское правительство потребовало от Чехословакии принять меры по "умиротворению" Европы. В ответ Прага выразила готовность рассмотреть вопрос о предоставлении Судетам автономии. 3 августа 1938 года в Чехословакию с неофициальной миссией от британского правительства Невилла Чемберлена прибыл видный либеральный деятель лорд Уолтер Рансимен (Walter Runciman), взявший на себя функции посредника в переговорах между чехословацким правительством и движением судетских немцев. В течение выполнения своей миссии Рансимен занимал пронемецкую позицию; правительству Бенеша он рекомендовал принять ряд компромиссных мер, в частности. по включению немцев в органы власти, образованию немецкой и венгерской автономий. В итоговом докладе британскому правительству Рансимен рекомендовал передачу Судетской области Германии без проведения там референдума. Само направление в Чехословакию посреднической миссии Рансимена де-факто означало признание Британией политической организации судетских немцев в качестве полноправной стороны-участницы конфликта.

Официальная Прага дала согласие на выполнение предложений миссии Рансимена. Однако Генлейн, действовавший по прямым указаниям Гитлера, отверг все компромиссные начинания и выступил с требованием передачи Судетской области Германии. В Судетах участились случаи столкновений немецких активистов с чешскими войсками и полицией. 13 сентября правительство было вынуждено объявить в этой области военное положение. Неудавшийся немецкий путч был подавлен к 15 сентября; десятки человек были убиты и ранены, Генлейн бежал в Германию. 15 сентября во время встречи с Чемберленом в своей резиденции в Берхтесгадене Гитлер заявил о намерении аннексировать Судетскую область, ссылаясь на право населяющих ее немцев на самоопределение.

19 сентября представители Англии и Франции предложили правительству Чехословакии согласиться на уступку Германии районов Судетской области, населенной преимущественно немцами. Сразу после этого чехословацкое правительство запросило Москву, готов ли СССР в случае германской агрессии против Чехословакии выполнить свои союзнические обязательства по договору 1935 года и добиваться в Лиге Наций коллективного выступления в защиту Чехословакии на основании статей 16 и 17 Устава Лиги. Советское правительство дало однозначный утвердительный ответ на оба вопроса. Заручившись поддержкой СССР, правительство М. Годжи отклонило англо-французскую ноту от 19 сентября. Однако в ночь с 20 на 21 сентября послы Великобритании и Франции предупредили президента Э. Бенеша, что в случае его отказа уступить Судетскую область Германии - Париж и Лондон откажутся признать Чехословакию жертвой агрессии, со всеми вытекающими последствиями. Более того, прозвучали слова о том, что в случае совместного выступления Чехословакии и СССР борьба с ними может принять характер "крестового похода" против большевиков и тогда Англии и Франции трудно будет остаться в стороне от нее. Именно тогда, в 2 часа ночи 21 сентября, за девять дней до Мюнхенского сговора, состоялся главный и принципиально важный акт предательства "западными демократиями" Чехословакии.

Само Мюнхенское соглашение 30 сентября стало лишь развитием и формальным закреплением этой позиции Англии и Франции. Узнав о согласии Чехословакии на уступку Судетской области, Гитлер немедленно выдвинул новые требования к Праге - удовлетворение ею территориальных претензий Венгрии и Польши, оккупация Судет вермахтом до 26 сентября, проведение плебисцита об определении принадлежности всех районов Чехословакии, где немецкое население составляло более 50%. Эти новые, несоразмерно выросшие требования были несовместимы с суверенным статусом Чехословакии. Правительство М. Годжи было вынуждено уйти в отставку; новый кабинет сформировал генерал Я. Сыровы. Вечером 23 сентября его правительство объявило всеобщую мобилизацию, которая протекала с полным успехом, при огромном воодушевлении чехословацких резервистов.

На протяжении всего развития Судетского кризиса 1938 года руководство Советского Союза заявляло о своем безоговорочном соблюдении условий договоров о взаимопомощи и обязательств члена Лиги Наций. СССР заверял своего чехословацкого союзника о готовности прийти ему на помощь в случае германской агрессии, причем даже при отказе Франции поддержать Чехословакию. Однако недружественные СССР режимы в Польше и Румынии, связанные между собой оборонительным союзом, в ответ на соответствующие запросы Москвы заявляли о категорическом отказе пропустить советские войска через свою территорию в случае военного конфликта Германии и Чехословакии.

21 сентября командование Киевского особого военного округа получило приказ выдвинуть к государственной границе СССР Житомирскую и Винницкую армейские группы в составе 10 стрелковых, 6 кавалерийских дивизий, 4 танковых и 1 мотострелковой бригад. 23 сентября была издана директива Наркомата обороны и Генштаба РККА о приведении в боевую готовность войск Белорусского Особого и Калининского военных округов и выдвижении к границе частей Витебской и Бобруйской армейских групп и о сосредоточении бомбардировочной авиации в районе гг. Витебск, Орша. Всего в последней декаде сентября к западным границам Советского Союза было выдвинуто 30 стрелковых и 10 кавалерийских дивизий, пополненных резервистами до штатов военного времени. В полную готовность были приведены соответствующие авиационные и механизированные части.

В те же дни советское дипломатическое ведомство несколько раз предлагало Чехословакии прийти ей на помощь в соответствии с договором 1935 года, даже без получения согласия Польши и Румынии на проход частей РККА и без санкции Лиги Наций. Однако правительство Чехословакии продолжало колебаться и предпочло не настаивать на безусловном оказании помощи Советским Союзом.

СССР на деле доказал полную готовность безоговорочно выполнить все свои союзнические обязательства по отношению к Чехословакии. Однако вынужденная скорая дипломатическая капитуляция Праги не позволила СССР оказать обещанную помощь. И все же можно с полным правом говорить о неизмеримом моральном превосходстве позиции СССР во время кризиса 1938 года, по сравнению с поведением всех прочих союзников и партнеров Чехословакии, прежде всего, Франции, изменнически нарушившей свои обязательства по договорам 1924-1925 гг.

Рассматривая военный аспект Судетского кризиса 1938 года, подавляющее большинство экспертов того времени и позднейших исследователей сходятся во мнении, что Германия тогда не обладала необходимыми силами и ресурсами для борьбы с силами стран-участниц системы "коллективной безопасности". Вооруженные силы Чехословакии располагали самым современным оружием и техникой и представляли внушительную военную мощь; после мобилизации они насчитывали 37 дивизий (1,6 млн. человек, 469 танков, 718 самолетов). В боевую готовность была приведена система мощных оборонительных сооружений на границе Германии. Для сравнения, к моменту подписания Мюнхенского соглашения Германия располагала вооруженными силами численностью 1,8 млн. человек, 720 танками, 2400 самолетов. В случае вступления в конфликт Франции и СССР, лагерь противников Германии получил бы подавляющий перевес в силах над ней.

Однако "западные демократии" придерживались избранного ими курса на умиротворение агрессора и предпочли дипломатическое "выкручивание рук" Чехословакии. Днем 29 сентября в Мюнхене начала работу четырехсторонняя конференция глав правительств Германии (А. Гитлер), Италии (Б. Муссолини), Англии (Н. Чемберлен) и Франции (Э. Даладье), которые взяли на себя выработку условий разрешения Чехословацкого кризиса. Представители самой Чехословакии в унизительной для них форме даже не были допущены до участия в работе конференции. СССР и США - две могущественные мировые Державы - также не были приглашены на конференцию. Это ясно и недвусмысленно свидетельствовало о желании двух ведущих европейских демократий совместно с двумя диктаторскими режимами исключить Советский Союз из процесса обсуждения и решения вопросов политического переустройства Центральной Европы.

В 1 час ночи 30 сентября было подписано историческое Мюнхенское соглашение. Формально в его основу легло предложение фашистского итальянского правительства, которое полностью соответствовало интересам Гитлера. Согласно этому соглашению, Чехословакия должна была в период с 1 по 10 октября очистить Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщений, фабриками, запасами оружия и т.д. Также Прага обязалась в течение трех месяцев дать удовлетворение территориальным претензиям Венгрии и Польши. Оставшаяся часть территории Чехословакии получала гарантию неприкосновенности со стороны четырех держав-участниц Мюнхенского соглашения. В 2 часа 15 минут представители Чехословакии были вынуждены подписать навязанные им условия. Так вступил в силу Мюнхенский сговор.

По своему характеру Мюнхенское соглашение было неприкрытым диктатом грубой силы в отношении Чехословакии, суверенного государства, члена Лиги Наций. Предложение двух ведущих "западных демократий" подкреплялось их угрозой предоставить Германии свободу рук в отношении Чехословакии. Фактически Англия и Франция попытались умиротворить германского агрессора посредством насыщения его аппетитов за счет чужой, чехословацкой территории.

В соответствии с Мюнхенским соглашением, 1 октября части вермахта вступили на территорию Судетской области. В результате вынужденной уступки Судет Чехословакия лишалась не только густонаселенных и промышленно развитых районов, но и сильнейшей системы оборонительных сооружений на прежней германской границе. Служивший в то время в штабе 3-го корпуса офицер вермахта вспоминал: "Проходя мимо мощных чешских оборонительных сооружений, каждый из нас испытывал чувство облегчения оттого, что удалось избежать кровопролитной борьбы". После Мюнхена Чехословакия была не только раздавлена морально и лишена веры в помощь "западных демократий", но и существенно ослаблена в военном отношении, фактически обезоружена перед угрозой дальнейшей германской экспансии.

Прямыми соучастниками Германии в послемюнхенском разделе Чехословакии выступили два других государства Центральной Европы - Польша и Венгрия. Со времен окончания Первой мировой войны и Версальского начертания границ в Европе обе эти страны имели свои территориальные претензии к Праге, которые и были выдвинуты ими во время обострения Судетского кризиса.

Вторая Речь Посполитая стремилась присоединить Тешенскую (Тешинскую) Силезию, переданную Чехословакии решением международного арбитража 1920 года. В ряде районов этой области этнические поляки составляли большинство. Еще во время майского кризиса 1938 года вокруг Судет три польские дивизии были сосредоточены на границе Тешенской Силезии.

20 сентября представители польского и германского правительств подписали соглашение о координации усилий в случае начала военных действий против Чехословакии. 21 сентября 1938 года на чехословацкой границе началось сосредоточение "Оперативной группы Силезия" Войска Польского. В тот же день польский посланник в Праге официально предъявил чехословацкому правительству требование передачи Польше Тешенской области. 1 октября 1938 года, на следующий день после подписания Мюнхенского соглашения, польский представитель вручил министру иностранных дел Чехословакии Камилю Крофте ультиматум, в котором Польша требовала до полудня 1 октября начать передачу ей Тешенской Силезии. Не дожидаясь официального ответа чехословацкой стороны, польские войска перешли границу и начали операцию "Заользье" - оккупацию спорной территории.

Таким образом, Польша, непосредственно координируя свои военно-политические мероприятия с действиями нацистской Германии, стала прямым участником расчленения суверенной территории Чехословацкой республики, последовавшего за Мюнхенским сговором. В тексте Мюнхенского соглашения было отдельно прописано, что Германия отказывается гарантировать новые границы Чехословакии, пока не будет урегулирован вопрос с польским и венгерским меньшинствами.

Тем самым в этом соглашении была заложена (и, по сути, санкционирована участниками Мюнхенской конференции) возможность предъявления Чехословакии дополнительных претензий и отрыва от нее новых территорий Польшей и Венгрией. Участие Польши в событиях Судетского кризиса и в разделе территории Чехословакии не может быть расценено иначе, чем как агрессивный акт, нарушавший основополагающие принципы Лиги Наций.

23 сентября 1938 года, за неделю до Мюнхенского сговора и за год до начала Освободительного похода РККА в западную Украину и Белоруссию, правительству Польши была направлена нота НКИД СССР с предупреждением о денонсации пакта о ненападении между СССР и Польшей в случае перехода польскими войсками границы Чехословакии. В заявлении говорилось: "Если бы в подтверждение этих сообщений войска Польши действительно перешли границу Чехословацкой республики и заняли ее территорию, правительство СССР считает своевременным и необходимым предупредить правительство Польской республики, что на основании ст. 2 пакта о ненападении, заключенного между СССР и Польшей 25 июля 1932 г., правительство СССР, ввиду совершенного Польшей акта агрессии против Чехословакии, вынуждено было бы без предупреждения денонсировать означенный договор". Это заявление около 4 часов утра 23 сентября 1938 г. было передано заместителем народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкиным поверенному в делах Польши в СССР Т. Янковскому.

Агрессия Польши против суверенных границ Чехословакии не замедлила последовать, что автоматически и без дополнительных оповещений повлекло за собой денонсацию советско-польского пакта о ненападении 1932 года. В свете вышесказанного представляется непонятным, на каком основании польские историки, публицисты и широкая общественность могут говорить о юридической, моральной и исторической несправедливости раздела территории Польши на сферы влияния по пакту Молотова - Риббентропа и занятия частями РККА западной Украины и Белоруссии. В отношении Польши в сентябре 1939 года Советский Союз поступил совершенно так же, как Речь Посполитая обошлась с Чехословакией в октябре 1938 года.

Вслед за Германией и Польшей свои территориальные притязания к Чехословакии выдвинула хортистская Венгрия. Этот вопрос стал предметом рассмотрения 1-го Венского арбитража, на котором посредниками выступили только нацистская Германия и фашистская Италия, уже без участия западных демократий. По сути, после Мюнхена Англия и Франция окончательно уступили Германии главенствующую роль в вопросах определения территориально-политического устройства центрально-европейского пространства.

По решению Венского арбитража, подписанному и вступившему в силу 2 ноября 1938 года, Чехословакия была вынуждена пойти на уступку Венгрии южных районов Закарпатской Руси и Словакии площадью 11.886-11.915 кв. км., с населением около 1040 тыс. человек. 6 ноября 1938 года венгерские войска под личным водительством адмирала Миклоша Хорти перешли чехословацкую границу и заняли отмежеванную Венгрии территорию.

В результате 1-го Венского арбитража Чехословакия оказалась территориально отрезана от Румынии, своего союзника по блоку "Малой Антанты". Тем самым фактически разрушался этот военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии, создававшийся в 1920-е годы как инструмент противодействия возможным попыткам реванша Венгрии и Болгарии и распространению германского влияния в Дунайском регионе и на Балканах.

Триумфальное для Третьего рейха бескровное решение Судетского вопроса существенно укрепило популярность Адольфа Гитлера в стране. Пассивно-примирительная позиция "западных демократий" во время Судетского кризиса, их фактическая капитуляция в Мюнхене и крах системы "коллективной безопасности" уверили руководство Третьего рейха в его безнаказанности и подтолкнули к дальнейшим агрессивным шагам. Уже 21 октября 1938 года Гитлер отдал директиву командованию вермахта по подготовке к "улаживанию вопроса оставшейся Чехии" (Erledigung der Rest-Tschechei), на основе прежнего оперативного плана "Грюн".

Претворение в жизнь этого плана не заставило себя долго ждать. При широкой поддержке Германии руководство автономной Словакии развернуло сепаратистскую деятельность, и центральные власти в Праге были вынуждены 10 марта 1939 года ввести на территории Словакии военное положение и направить туда войска. В ответ прогерманское фашистско-клерикальное правительство Словакии 14 марта провозгласило независимость, которая была в тот же день признана Германией. 15 марта 1939 года части вермахта вступили в Прагу, в соответствии с планом операции "Юго-Восток" (Unternehmen Südost). Государственная независимость Чехословакии была ликвидирована; чешские земли под названием "Протекторат Богемия и Моравия" фактически вошли в состав Третьего рейха. Была пресечена попытка самоопределения автономной прежде в составе Чехословакии Карпатской Украины (Подкарпатской Руси), провозгласившей независимость 15 марта 1939 года. Ее территория площадью 4.657 кв. миль с населением 694 тыс. человек была передана Венгрии.

Реакция Англии и Франции на окончательное расчленение и уничтожение государственной независимости Чехословакии в марте 1939 года стала еще одним вопиющим примером бесчестного политического вероломства "западных демократий". По условиям Мюнхенского соглашения Англия и Франция гарантировали неприкосновенность территории Чехословакии после передачи Германии спорной Судетской области. Однако весной 1939 года и в Лондоне, и в Париже сочли для себя приемлемым не выступить в защиту Чехословакии, тем самым грубо нарушая взятые на себя обязательства. Фактически, Англия и Франция ограничили свой ответ на окончательное уничтожение Чехословакии одними лишь беспомощными дипломатическими протестами.

Вероломное, предательское поведение "западных демократий" в отношении Чехословакии в сентябре 1938 и в марте 1939 года окончательно убедили руководство Советского Союза в ненадежности их как союзников для сдерживания дальнейшей военно-политической экспансии гитлеровской Германии на Восток. Перед СССР четко обозначилась перспектива остаться в одиночестве перед Германией, фактически установившей господство над всей Центральной Европой. Для советской стороны ситуация осложнялась острым противостоянием с Японской империей на дальневосточных рубежах страны, вылившимся летом 1938 года в кровопролитные боевые действия на озере Хасан.

После Мюнхенского сговора и, особенно, после уничтожения независимости Чехословакии в марте 1939 года руководство Советского Союза пришло к выводу о неэффективности системы "коллективной безопасности", фактически уже прекратившей к тому времени свое действие. Все это обусловило вынужденное обращение Кремля к поиску путей двустороннего компромиссного урегулирования отношений с Германией, приведшему в августе 1939 года к подписанию пакта Молотова - Риббентропа. Прямым следствием гибели Чехословакии явилось снятие с поста наркома иностранных дел СССР в мае 1939 года М.М. Литвинова, считавшегося архитектором "коллективной безопасности" и главным публичным трибуном с советской стороны. Новым главой НКИД стал В.М. Молотов, в назначении которого специалисты небезосновательно усматривают выдвижение фигуры, подходящей для достижения временного компромисса с Германией. Тем не менее, даже после двукратного предательства "западными демократиями" Чехословакии, советское руководство было готово рассматривать вопрос о заключении военного союза с Англией и Францией и о коллективных гарантиях безопасности прибалтийских государств от германского нападения. Переговоры об этом велись вплоть до 20-х чисел августа 1939 года, однако английские и французские представители занимали выжидательно-уклончивую позицию, что окончательно заставило Кремль искать обеспечения собственной безопасности в компромиссном соглашении с Германией.

Итак, в результате Мюнхенского сговора 1938 года, при непосредственном и определяющем участии ведущих европейских демократий, были грубо попраны принципы Лиги Наций и полностью разрушена Версальская система государственно-политического устройства Центральной и Восточной Европы, существенно увеличен военный потенциал Третьего рейха (за счет крупнейшего в Европе военно-промышленного комплекса заводов Шкода и запасов современного вооружения Чехословакии), утвержден его статус арбитра и гегемона в Центральной Европе и открыта свободная дорога германской военно-политической экспансии в дунайско-балканском регионе.

Отметим в заключение, что в наше время распространен тезис о нежелании стран Западного мира вспоминать о Мюнхенском сговоре как об одной из главных причин возникновения Второй мировой войны, об их стремлении заслонить Мюнхен 1938 года Пактом Молотова - Риббентропа 1939 года. Это наблюдение справедливо, но лишь отчасти. Действительно, мало кто на цивилизованном Западе хочет увидеть напрашивающиеся параллели между "Мюнхенским умиротворением" и современными случаями применением двойных стандартов при манипулировании принципами государственного суверенитета и права наций на самоопределение. Однако некоторые политики и публицисты "западных демократий" нашли свое идеологическое применение опыту Мюнхенского сговора. Признавая на словах, что Англия и Франция в сентябре 1938 года проявили постыдную слабость и фактически капитулировали перед агрессивными поползновениями Третьего рейха, эти люди заявляют, что уроки Мюнхена якобы раз и навсегда обязали страны "демократического мира" и даже наделили их особым моральным правом предпринимать превентивные, в том числе и силовые меры против любых угроз демократии на планете.

0


Вы здесь » П.Р.О. Политика.Результат.Общество. » История,наука,религия » Пакт Молотова-Риббентропа


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC