П.Р.О. Политика.Результат.Общество.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » П.Р.О. Политика.Результат.Общество. » Альянсы и объединения » Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).


Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС

Председатель Совета РАТС - с сентября 2007 г. зампред Госкомитета по национальной безопасности Республики Таджикистан Абдулло Назаров, до него первый заместитель директора ФСБ России Сергей Смирнов
Директор исполнительного комитета РАТС - Мырзакан Субанов (Кыргызстан), до него Вячеслав Касымов (Узбекистан)
Штаб-квартира первоначально находилась в Бишкеке (Киргизия). Официально РАТС начала функционировать в 2004 году. В апреле 2008 года было принято решение передислоцировать РАТС в Ташкент (Узбекистан).

В структуре работает 30 человек. По 7 специалистов из России и Китая, 6 - от Казахстана, 5 - от Узбекистана, 3 - от Киргизии, 2 - от Таджикистана. Бюджет составляет около 2 млн. долл., и складывается из взносов государств, по квотам: по 24 % у России и Китая, 21 % - у Казахстана, 15 % - у Узбекистана, 10 % - у Киргизии, 6 % - у Таджикистана.

История вопроса

26 апреля 1996 г. Казахстан, Китай, Киргизия, Россия и Таджикистан заключили в Шанхае Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. 24 апреля 1997 г. те же страны заключили в Москве Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Согласно этим соглашениям стороны обязались провести сокращение численности личного состава вооруженных сил, дислоцированных в районе прежней советско- китайской границы, и ликвидацию или вывод за пределы стокилометровой зоны вооружений и военной техники.

По результатам саммита пяти государств в Бишкеке по инициативе Киргизии была создана Бишкекская группа в составе руководителей правоохранительных органов и спецслужб, цель которой заключается в обсуждении актуальных проблем и координация совместных мероприятий.

На саммите в Душанбе 2000 г. «Шанхайская пятерка» преобразована в «Шанхайский форум», где уже присутствовал Узбекистан. На саммите в Шанхае 2001 г. Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и присоединившийся Узбекистан подписали ряд договоров: Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главы государств-членов ШОС приняли Хартию ШОС и Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС ШОС). В ходе саммита в Ташкенте в июне 2004 г. было подписано Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также состоялась церемония открытия исполкома Региональной антитеррористической структуры, которая базируется в Ташкенте (начал функционировать в январе 2004 г.). Тогда же был назначен первый директор Исполкома РАТС - заместитель председателя Службы национальной безопасности Узбекистана В.Т.Касымов.

28 марта 2007 года первый замдиректора ФСБ Смирнов заявил, что в 2007 году намечено ввести в строй единый банк данных РАТС по террористам.

Смирнов также сообщил, что одновременно создается защищенная система связи между странами-членами ШОС для обеспечения оперативной и секретной деятельности спецслужб. Он сказал, что обсуждается также вопрос о единой подготовке специалистов и инструкторов антитеррористических формирований всех входящих в ШОС государств. Для более тесного взаимодействия таких подразделений намечено провести учения в разных странах.

В рамках создания общего банка данных по терроризму был утвержден единый «список лиц объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера» . На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС» .

Также ведется работа по созданию «Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС».

0

2

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).
Логика развития 2006 г. Глобальный и региональные измерения
(тезисы Интернет-конференции)
Институт Дальнего Востока РАН
В.н.с., проф. С.Г.Лузянин

Общая фабула. Юбилейный, 5-й саммит ШОС (5–17 июня, 2006 г., Шанхай, КНР), подтвердил: организация притягательна и интересна для многих стран Востока, которые хотели бы жить в многополярном мире, в мире без американского диктата. Мировой рейтинг организации стремительно растет, уже образовалась солидная очередь на вступление в ШОС, причем в числе «очередников» такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Иран и Монголия, имеющие статус наблюдателей. Специальная контактная группа работает с Афганистаном. Известно также, что наблюдателями хотели бы стать Белоруссия и ряд других государств. Многие солидные международные организации уже наладили либо хотели наладить сотрудничество с ШОС. На саммите в Шанхае был объявлен мораторий на дальнейшее расширение организации. Видимо, скоро будет введен статус «партнер по диалогу» – промежуточный между наблюдателем и постоянным членом. Руководство ШОС решило приостановить слишком стремительное поступательное движение, «переварив» политически и идеологически уже то, что создано.

ШОС и проблема сдерживания США. В основе все более укрепляющихся позиций ШОС – российско-китайский стержень стратегического партнерства, который экстраполируется на всю организацию. Кроме основных задач – борьба против экстремизма, терроризма и сепаратизма, развитие экономического и гуманитарного сотрудничества в регионе Центральной Азии, объективно ШОС становится важным элементом «сдерживания» экстремизма США. Иракская авантюра, ливано-израильская война, истерия вокруг Ирана еще раз продемонстрировали авантюризм политики США и необходимость укрепления политически альтернативных организаций в мире, типа ШОС. Локально ШОС уже сегодня является серьезным политическим противовесом США на пространстве Евразии.

Региональная специфика ШОС. Внутреннюю структуру ШОС, при обязательном консенсусе всех государств, условно можно интерпретировать как «три (Китай, Россия, Казахстан) плюс три (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан)». Первая тройка – явные лидеры организации, которые инициируют те или иные вопросы и решения для общего утверждения. Создание «демократической оси» от Прибалтики до Грузии, американские проекты «Большой Центральной Азии» (БЦА) и другие вызывают и будут вызывать ответные действия Москвы и Пекина. Владимир Путин и Ху Цзиньтао в рамках единого проекта ШОС сумели предложить региону Центральной Азии свою повестку безопасности, развития и модернизации. Привлекательность данной повестки для местных элит в том, что она не предполагает радикальной «демократизации» существующих режимов по известному американскому сценарию, полностью их поддерживает и дает возможность отсталым странам (Таджикистану, Киргизии, Узбекистану) для экономического развития за счет ресурсов более развитых – Китая, России, Казахстана. Модернизация, безопасность и стабильность региона – главные пункты повестки ШОС на сегодня.

Пекин вкладывает в проект ШОС больше экономический смысл. В свое время ему удалось убедить Москву и центрально-азиатских участников, что спектр деятельности организации должен охватывать максимально возможное количество направлений, включая экономическое, гуманитарное, интеграционное, а не только вопросы безопасности. Так, в 2005 г. КНР предложила 900 млн. млн. долл. на развитие экономических проектов. Механизм «второго колеса» - экономического сотрудничества был запущен, и деятельность организация приобрела действительно комплексный характер. Проявились гуманитарное направление и «вторая дорожка» в лице Форума ШОС и пр. «Гармонизация ШОС» - это долговременная и продуманная китайская политика, получившая полную поддержку на саммите от остальных пяти членов. Вполне вероятно, что проект ШОС – это только часть более долговременной центрально-азиатской стратагемы Китая.

Таким образом, несмотря на внутренние дискуссии, ШОС выросла из «регионального костюма» и примеряет большие «геополитические одежды». Сфера интересов организации сегодня - Центральная и Северо-Восточная Азия, а в среднесрочной перспективе, еще и Южная Азия и Средний Восток. Одновременно, в структурах организации, фактически, произошла своеобразная институализация знаменитого «треугольника» Россия – Индия – Китай, с учетом того, что Индия стала наблюдателем. В 2007 г. на территории России запланированы военные учения всех участников ШОС – то есть боевых соединений шести государств. Уже проведены учения России и Китая «Мирная миссия – 2005 г.» на территории КНР, а также серия российско-индийских сухопутных и морских военных маневров в 2004-2005 гг.

Перспективы и прогнозы на 2006 – 2008 гг. . Серьезным геополитическим фактором усиления ШОС мог бы стать перевод в ее постоянные члены Индии и Пакистана. Для России в этой связке приоритетный партнер – Индия, а для Китая, несмотря на радикальное улучшение отношений Пекина и Нью-Дели, остается Пакистан. Препятствием для вхождения этих стран, кроме общего моратория на расширение состава ШОС, является кашмирская проблема и неприсоединение Индии и Пакистана к ДНЯО, что противоречит установкам других участников ШОС на строгое следование режиму нераспространения.

Не менее сложной представляется ситуация с Ираном. Для руководства Исламской Республики Иран участие в ШОС дает возможность получения дополнительного политического ресурса в противостоянии с США и его союзниками. Для ШОС привлекательны энергетические возможности Ирана – крупнейшего нефте и газодобывающего государства, которые хотели бы использовать Индия и Китай. Как известно, уже реализуется крупный ирано-индийский газовый проект, связанный с поставками газа в Индию. В данном проекте объективно заинтересован и Пакистан, также стремящийся подключиться к иранскому газу. Российский интерес обусловлен углублением российско-иранского сотрудничества в области мирной ядерной энергетики (строительство АЭС в Бушере) и развитии выгодных Москве транспортных «коридоров» «Север – Юг». Вместе с тем, сближение ШОС с Ираном создает угрозу ухудшения ее отношений с США. В первую очередь это касается Индии, России и Пакистана. Понятно, что ШОС как структура, альтернативная американским проектам, в какой-то степени заинтересована в политическом сближении с Ираном, но до определенного предела. В Москве, Пекине и Дели опасаются, что Иран на некоем этапе может выйти не только из-под влияния ШОС, но и всего мирового сообщества.

Москва, Институт Дальнего Востока РАН, 24 августа 2006 г.

0

3

Новости мира
Таджикистан накануне саммита ШОС закрыл границы в целях безопасности
18:36 | 26/ 08/ 2008
   

ДУШАНБЕ, 26 августа /Новости-Грузия/. Таджикистан в преддверии очередного саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) закрыл свои границы с соседними государствами с 25 по 30 августа, сообщило  Главное  погрануправление Госкомитета нацбезопасности .

Саммит ШОС состоится 28 августа в Душанбе. Все лидеры стран-участниц организации - Китая, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана - прибудут в таджикскую столицу 27 августа. На саммите также будут присутствовать президенты Ирана, Монголии, Афганистана и члены кабинета министров Индии и Пакистана.

"Закрытие границ с Афганистаном, Киргизией, Китаем и Узбекистаном общей протяженностью в 4500 километров в качестве превентивной меры вызвано необходимостью обеспечения безопасности предстоящего саммита ШОС", - сказал  начальник пресс-центра Хушнуд Рахматуллаев.

"Кроме закрытия пограничных КПП и действующих пунктов приграничной торговли, пограничники приняли меры по усилению границы с Афганистаном, в частности, выставлены дополнительные мобильные посты на сложных высокогорных участках", - сказал он.

Дополнительные меры безопасности приняты силовыми структурами Таджикистана и внутри республики еще с 20 августа. На усиленный режим несения службы переведены сотрудники правоохранительных органов и спецслужб страны. Усилено патрулирование стратегических объектов, на транспортных развязках, местах скопления людей и по периметру мест проведения саммита и других официальных мероприятий. --0--

Источник: РИА Новости

0

4

Медведев едет к ШОС
Разговоры будут вестись в основном вокруг тем энергетики, безопасности и борьбы с терроризмом

Дмитрий Медведев отправляется в Душанбе на открывающийся саммит ШОС. Однако главную тему последних суток, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, лидеры стран – участников организации, скорее всего, предпочтут обсудить лишь вскользь. Как полагают эксперты, в силу ряда причин Москва не особо рассчитывает на поддержку, остальные же члены ШОС не решатся акцентировать свое внимание на одностороннем шаге России.

Президент Дмитрий Медведев отправляется на свое первое крупное международное мероприятие после подписания указа о признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
Однако собирающиеся на саммит ШОС государства-участники, судя по всему, предпочтут сделать вид, что ничего неординарного не произошло.

Официальная повестка дня саммита, после которого председательство в организации перейдет к России, как сообщил РИА «Новости» источник в Кремле, будет касаться вопросов энергетики, транспорта, безопасности, борьбы с терроризмом и наркотрафиком.

По его словам, на саммите также будет подтверждена поддержка российской инициативы о проведении под эгидой ШОС специальной конференции по Афганистану. Однако, как полагают эксперты, в связи с последними событиями – замораживанием сотрудничества между Россией и НАТО и звучащими из Кабула заявлениями о пересмотре формата присутствия военных альянса – процесс стабилизации обстановки в регионе будет крайне затруднен.

«Ситуация с Афганистаном сложная, ни США, ни НАТО справиться с ситуацией не могут, повторяя во многом ошибки Советского Союза, хотя то, что они пытаются сделать там, соответствует нашим интересам. Однако сейчас сотрудничество в интересах стабилизации обстановки в Афганистане затруднено, и вряд ли ШОС сможет предпринять какие-то активные действия в этом направлении», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев.
Впрочем, по его мнению, период взаимных упреков и охлаждения в отношениях между Россией и Западом будет носить временный характер и уже спустя несколько месяцев преобладают тенденции на сближение.

«У нас слишком много с Западом общих вызовов и проблем, которые нужно решать совместно», – уверен он.

Помимо этого на саммите намереваются поднять вопросы социально-экономического сотрудничества между членами ШОС, прежде всего в таких сферах, как энергетика, транспорт, торговля, финансы, современные информационные технологии, сельское хозяйство.

«В сфере гуманитарного сотрудничества в фокусе внимания будут вопросы продвижения взаимодействия в здравоохранении и образовании», – сообщил источник.

Лидеры ШОС планируют обсудить вопросы развития организации сначала в узком составе, а на пленарном заседании к дискуссии присоединятся руководители делегаций государств-наблюдателей, в частности президент Афганистана, и представители международных организаций.
«Главам государств предстоит одобрить решение о создании рабочей группы для изучения политических, правовых и финансово-организационных вопросов, связанных с расширением ШОС.

Одновременно планируется наметить меры, которые откроют дополнительные возможности для содержательного сотрудничества с государствами-наблюдателями», – сказал источник.

Одновременно у Дмитрия Медведева состоится ряд двусторонних встреч с лидерами стран – участников организации.

Что же до вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, то эта тема, полагают эксперты, не будет широко обсуждаться – ни России, ни остальным участникам не выгодно ее поднимать, зная, что единой позиции добиться не удастся.

«Я не думаю, что эта тема будет в числе вопросов, которые будут активно обсуждаться. В данном случае ситуация такова, что Китай как один из весомых игроков в организации имеет слишком много проблем со своим внутренним сепаратизмом. И, несмотря на то что решение России полностью соответствует нормам международного права, не в интересах Китая высказываться в поддержку решения Москвы», – высказал свое мнение Золотарев.

0

5

Участники ШОС посоветовали США и их союзникам покинуть Среднюю Азию
Участники антитеррористической операции в Афганистане должны определить конечные сроки временного использования военных баз на территории стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Об этом, как сообщает РИА "Новости", говорится в Декларации, принятой на саммите ШОС в Астане.
Напомним, что в настоящее время США и их союзники, участвующие в операциях в Афганистане, используют военные базы в Киргизии и Узбекистане для переброски и снабжения своих войск. Что касается узбекской авиабазы "Карши-Ханабад", то в июне этого года Ташкент уже предупредил американское командование о том, что войскам США было бы лучше покинуть территорию республики.

"Мы поддерживаем и будем впредь поддерживать усилия международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане. Сегодня мы отмечаем позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане", - говорится в Декларации ШОС.

"Ряд стран ШОС предоставил свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов государств-участников коалиции, а также свою территорию и воздушное пространство для военного транзита в интересах антитеррористической коалиции. Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены ШОС считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС", - говорится в Декларации.

Главы государств-членов ШОС, куда входят Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, отметили в Декларации то, что они не собираются формировать какие-либо военные блоки. "Главы государств исходят из того, что объединение усилий в рамках ШОС в целях обеспечения безопасности, расширения потенциала организации не ущемляет интересы других стран и не означает движения в сторону создания какого-либо блока, полностью отвечает принципу открытости ШОС и духу широкого международного взаимодействия в противостоянии новым вызовам и угрозам", - отмечается в документе.

Участники саммита заявили также, что они не намерены предоставлять убежища лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности. Государства ШОС, подчеркивается в Декларации, будут выдавать таких лиц при наличии соответствующих обращений со стороны другого государства ШОС в строгом соответствии с действующими законодательствами государств-членов.

0


Вы здесь » П.Р.О. Политика.Результат.Общество. » Альянсы и объединения » Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC